«СЫНОЧКА, СКУШАЙ УТОЧКУ» Посмотрите, как закольцовывается сюжет — между кинематографом и реальностью. …Живёт себе пролетарская семья. Ну, в фильме «Маленькая Вера» (1988, Василий Пичул). Южный город. Море. Есть в той ленте эпизоды буквально в стиле «итальянского неореализма» (например, Вера и её отец — под хлещущим ливнем)... Фильм вызвал шквал откликов. Правда, критики писали, в основном, о дерзости режиссёра, то есть о «первой постельной сцене в советском кино». Однако этот скромный экранный намёк на невиданные доселе «сиси-писи», значительно отвлек взрослых людей от главного. …А фильме-то выведен абсолютно НОВЫЙ, невиданный доселе женский персонаж! Нет, не Вера и даже не её подруга — хотя две эти особи наделали много шума. Скажу точнее: не только Вера и её подруга. А кто же? Мать Веры. Вот эта невидная (словно даже невидимая!), примелькавшаяся в реальной жизни женщина. Она полностью равнодушна к дочери, к сыну, к мужу. И не потому, будто её занимает что-то другое. Нет, её не занимает ничего. Она равнодушна и к собственной жизни. К жизни как таковой. Но при этом! — вот в чём соль персонажа! — это убитое существо постоянно ИМИТИРУЕТ «живое участие». Какие-то механические реплики, возникающие словно от нажатия кнопки. Какие-то преувеличенно «взволнованные жесты». Апофеозом её «участия», её «материнской заботы» является реплика, пошедшая в народ — это буквально мем: во время семейного скандала за столом, она своеобразно имитирует семейное благополучие: «Сыночка, скушай уточку». Кстати, важная проблема. Человеческий типаж, который является не только что ходовым в социуме, но во многом доминантным, обретает своё отражение в искусстве чуть ли не в последнюю очередь! Аналогию могу провести, например, с Глебом Капустиным — это шукшинский персонаж, какой пытается «вскрылить» и самоутвердиться исключительно за счёт кабаньего затаптывания собеседника. Такой типаж — на каждом шагу — что у советских, что у постсоветских россиян. А написал портрет его только Шукшин. А до того его в литературе не было. Не стало и после. Почему так? И вот советский персонаж «матери» (какой в официозном кино изображался всегда сусально: «задушевным», «мудрым», «стойко выносящим любые испытания» — то есть являющим собой Мать-родину в миниатюре) вдруг получил свою трансформацию в виде притворно квохчущей наседки — лицемерной, целиком равнодушной, ИМИТИРУЮЩЕЙ саму жизнь как таковую. А в чём же «закольцовка» кино и реальности? В том, что трансформация типажа продолжается. Сейчас — это матери пленных: они уже не говорят: «Сыночка, скушай уточку». Они уже ничего не имитируют. Они есть такие, как есть. Они говорят по телефону своим чудом избежавшим смерти сыновьям: «Ой, а мне за это ничего не будет?» Ну, как нашкодившие девочки. И ещё они говорят: «Купи мне там сто баксов». И это, уже ничем не прикрытое тупое равнодушие, в конечном итоге, оборачивается бомбами в Мариуполе — городе, где был снят фильм «Маленькая Вера». Там (в фильме) очень хорош отец - нелепый, неумный, порывистый, любящий неуклюже, но по-настоящему. Потому и умирает. Сердце... *** © Maрина Палей 20.03.2022 #Острог_антропология #антиантропная_цивилизация #антиантроп